"Самый сложный матч для съёмки - финал Лиги Чемпионов "Весна-Лето-2017"

Каждую неделю в Лиге проходит большое количество матчей. Мы рассказываем вам обо всех этих матчах, берем интервью у игроков и тренеров, иллюстрируем фотографиями, и с недавних пор показываем лучшие моменты самых интересных матчей. Однако, мы считаем, что важно рассказывать не только про игру и турнирные раскалады, но и про то, что окружает саму игру, из чего и из кого складывается Лига. Поэтому, например, мы уже делали интервью с капитаном одной из самых опытных и самобытных команд и с главным арбитром Лиги. В этот раз мы поговорили с человеком, который известен, наверное, каждому игроку. Роман Микитюк снимает матчи нашей Лиги с 2016 года, и за это время фотографии его авторства наверняка не раз собирали лайки в ваших аккаунтах в различных социальных сетях. Роман рассказал много интересного, а напоследок мы попросили его составить список из 10 лучших фотографий Лиги.


- Как начиналась твоя карьера фотографа и когда ты начал снимать футбол?


- Снимаю я, наверное, с 2007 года, когда купил свой первый фотоаппарат. Это был плёночный "Зенит" - камера, с которой многие начинали в свое время увлечение фотографией. Взял её побаловаться, и затянуло. Футбол начал снимать здесь, в CityFootball, когда пришел в 2015 году. До этого я больше снимал другие виды спорта – сноуборд, скейтбординг. А здесь оказался, увидев объявление, как ни удивительно.



- Как тебя вообще потянуло в спортивную съемку?


- Меня всегда привлекал спорт. Со школы я играл в футбол, потом продолжал в университетской команде. Хотел научиться кататься на скейтборде и сноуборде. На скейте до сих пор учусь, а на сноуборд встал в 2011 году и сейчас даже не представляю своей жизни без него. Это как фотография. Увлекает и не больше никогда тебя не отпускает. Одна из самых ярких спортивных съемок для меня - QuickSilver NewStar Camp. Это фестиваль для райдеров в горах, в котором было около 100 участников со всей страны. Между прорайдерами проходили различные соревнования, всё было очень круто. Наверное, это событие дало импульс, после которого я начал еще активнее снимать спорт. Вернувшись в Москву, как раз занялся съёмкой скейтборда, вейкборда – всего, что с досками связано. А когда получил возможность снимать футбол подумал: я же с детства в него играю, это как раз та самая тема, в которой можно развиваться.


- Пробовал ли ты снимать большой футбол?


- Нет, но я думаю аккредитоваться на чемпионат мира. Если повезет, смогу туда попасть через одно интернет-издание, для которого много снимал. Посмотрим, как получится, но вообще, мне это интересно, потому что большой футбол – это большой футбол.


- В чём, на твой взгляд, главное отличие съёмки большого футбола от съёмки мини-футбола?


- Это сложнее чисто технически, так как там используются другие объективы, чтобы можно было охватить всё поле. В CityFootball я снимаю чаще всего на фокусном расстоянии 200мм, а для большого футбола используется расстояние 400-700мм. Ну и вообще, ответственность гораздо выше. Чем более массово действо, которое ты снимаешь, тем больше труда и финансов вложили в него организаторы, и тем критичнее малейшая ошибка; важно большее количество нюансов предусмотреть заранее.


- Как можно оценивать работу фотографа? Возможно, ему кажется хорошим тот ракурс, с которого он снял то или иное фото, он так видит.


- Вообще фотография субъективна, но в случае с репортажной съёмкой неудачный кадр с большей вероятностью нигде не будет опубликован. Смотри, приведу такой пример. Фотографии всех официальных фотографов Олимпийских Игр-2014 в Сочи попадали в пресс-пул. В редакции Олимпиады сидел сотрудник и отбирал нужные, чтобы отправлять их СМИ.  Если ты делал какую-то фигню, твои фото просто не попадали в прессу. Поэтому, если ты налажал или кто-то занял более выгодную позицию, - извини. Это не так, что захотелось креатива и подумал: «Пойду-ка я другой ракурс сделаю». События очень быстро происходят, и ты не сможешь ничего переснять, нужно быть постоянно включенным в действие. Если взять тот же футбол, ты не попросишь игрока, который забил через себя, повторить этот гол, потому что ты не успел заснять его. Время прошло. Поэтому важно иметь целостное видение кадра, уметь в некотором смысле предугадывать события. В этом особенная ценность репортажных снимков.

- Как ты считаешь, можно ли снимать футбол без любви к нему и понимания игры?


- Я считаю, что если фотограф – профессионал и у него хорошее видение кадра, он может снимать футбол даже при таких обстоятельствах. Ему потребуется 10-15 минут, чтобы понять, где хороший ракурс, и так далее. Но без любви к футболу это будут просто картинки. Выгодно выбранный ракурс. А любовь к футболу, наверное, добавляет фотографии какую-то изюминку.

- Разве можно поймать вкусный момент из матча, не понимая, где окажется мяч в следующую секунду?


- Я приведу тебе пример одного топового экстрим-фотографа. Условно, он снимает в пятницу или субботу автогонки на треке в Сочи, потом едет в горы и там снимает сноуборд, а после - лыжный бег, который никогда не снимал. Когда работает профессионал, он легко переключается и быстро понимает, где и что происходит. По его словам, чаще всего в новых для него видах спорта достаточно 15-20 минут, чтобы разобраться, как вообще движение происходит, чтобы решить, где и в какой момент будут самые удачные кадры. 


Когда я начинал снимать футбол, у меня была такая же ситуация, и я за небольшое количество времени начал понимать, с каких точек люди чаще всего бьют по воротам, где ещё что-то происходит, и с каких ракурсов все это выигрышнее выглядит. Отталкиваясь от этого, ты можешь заранее встать именно в той точке, где будет происходить движуха. Так же и в съёмке сноуборда – сначала ты присматриваешься, где основной пик амплитуды вылета, ловишь фокус, а потом уже снимаешь все трюки, которые тебе нужны. Это, в принципе, можно довольно-таки быстро понять. А когда тебе нравится, втягиваешься и быстро понимаешь все остальное. 


- Что именно?


- Ну, как ты говоришь, - где мяч окажется в следующую секунду. У меня, наверное, уже на второй игре первого дня съемок не было сложности с этим. Сначала пришлось, конечно, побегать.



- Ты большой профессионал?


- Вообще эта формулировка немного странная, так как непонятно, чем отличается «большой профессионал» от «просто профессионала». Я хорошо делаю своё дело.


- Разве это не признак большого профессионализма?


- Не знаю, возможно. Просто всегда есть куда расти и что доработать в съёмке. Мне кажется, в тот момент, когда ты перестаешь это делать и расслабляешься, ты фактически проиграл, так как тебя быстро догонит тот, кто не до конца уверен в качестве своих снимков и постоянно совершенствуется. Важно работать над техникой съёмки.


- Над чем именно? Как бы ты мог снимать нашу Лигу лучше, чем снимаешь сейчас?


- Мне кажется, что Лигу я сейчас снимаю достаточно хорошо.



- Может быть, нужны какие-то новые ракурсы?

 

- Иногда свежий взгляд бывает полезен. Эксперименты со светом, композицией. Но, конечно, не забывая о ходе игры, ведь от тебя всегда ждут конкретный результат. Однажды меня заменяла девочка, которая в основном занимается концертной съемкой, было интересно посмотреть ее видение игры. Всё-таки, когда снимаешь продолжительное время, привыкаешь к каким-то самым «ходовым» точкам съёмки. Хотя я всегда стараюсь не закостеневать и искать свежие ракурсы. 


Мне кажется, что каждая съёмка получается лучше, чем предыдущая, это естественный процесс. Было бы неинтересно снимать одинаково все время, ты невольно ищешь что-то новое. Больше внимания успеваешь уделить заднему плану, эмоциям тренера или игроков, которые пока на скамейке запасных, не только непосредственно игровому моменту. Бывает, что на фото хороший стык, хороший удар по воротам, а чего-то не хватает. Какого-то элемента, который позволит сказать, что это не просто удачный момент на фото, а именно крутой кадр. 


Это может быть какая-то деталь, например, человек, прошедший на заднем плане, да что угодно. Если этого человека убрать, момент не станет менее выигрышным с одной стороны. Но с ним как будто пазл складывается, и человек, который увидит эту фотографию, предпочтет именно такой вариант, хотя и не сможет объяснить, почему так. Мне нравится такие разноплановые моменты искать, интересные пересечения разные.


- Какой для тебя был самый интересный и сложный матч для съемки за все время работы в CityFootball?


- Финал ЛЧ прошлого летнего сезона "Троллейбус" - "Черкизово". Там были высокие скорости, съёмка проходила в вечернее время - это более сложные условия для фокусировки камеры.


- Как ты справлялся с ними?


- Нуу, по фоткам видно, что справился на отлично (смеётся). В подобных световых условиях я уже снимал, так что был готов и учитывал особенности такой съемки. Этот матч для меня был особенно интересен тем, что в течение сезона я болел за обоих финалистов, они мне нравились. Тяжело и в то же время интересно, когда две команды, за которые ты болеешь, встречаются между собой. Так что, наверное, этот матч можно выделить.


- Самый забавный матч?


- Тяжело выделить какой-то один. Даже в самом жёстком противостоянии может произойти какой-то казус. Если не касаться Лиги, то я снимал игровой день в детском центре начальной подготовки Spartak City Football, и вот там была прямо интересная игра, когда пять ребят из одной команды и пять из другой кучей пытаются один мяч отнять. И вот эта кучка передвигается с мячом по полю. Это было очень забавно. И они все такие серьёзные. Мне кажется, именно с таким подходом дети становятся настоящими футболистами. Когда в небольшом возрасте уже начинают серьёзно относиться к делу. 


- Как ты решил стать фотографом?


- До фотографии я чем только не занимался. Был и менеджером по продажам, и HR-щиком, и мебель собирал, и курьером работал, и начальниками разными, бездельничал - было всё (смеётся). А потом, когда я окончательно утвердился в том, что фотография - неотъемлемая часть моей жизни, я пошёл работать в фотолабораторию, чтобы стать ближе к этому делу.



- Как ты это понял?


- Я никуда не выходил без камеры, мне хотелось запечатлеть любой момент, который был мне интересен, брал фотоаппарат и снимал. Я проработал в этой лаборатории несколько лет, мне очень нравилось то, что у меня была возможность многое узнать о пленке, о фотографии в целом, общаясь с другими фотографами – как коллегами, так и клиентами компании. Нравилась особенная атмосфера. Но когда у меня стало много заказов на съёмки, я решил целиком уйти во фриланс, о чём не жалею.

 

- Где ты черпаешь вдохновение после стольких лет практики?


- Вдохновение может прийти неожиданно. Ты не понимаешь, почему, но у тебя в голове начинают вырисовываться какие-то кадры. Вообще, наверное, чаще всего оно приходит после просмотра какого-нибудь крутого кино, визуально хорошо снятого, с интересным светом.  Тебе нравится картинка, и ты начинаешь экспериментировать. Съёмка на пленку тоже может дать заряд вдохновения. Был период, когда я забросил пленку из-за нехватки времени, и взяв снова после перерыва, понял, насколько соскучился по всей этой магии. Мы ездили с друзьями в Выборг, и я захватил с собой «Киев-88». Это камера под широкую пленку, в которой всего 12 кадров. 


У моей версии не стандартный видоискатель, к которому все привыкли, - глазок, в которой смотришь, а так называемая «шахта», ты смотришь сверху вниз на экранчик и примерно видишь, как все будет выглядеть на пленке. Но это немного обманчиво, так как ты вроде продумываешь какую-то деталь, но никогда не знаешь, как точно это получится на пленке. Поймается ли тот самый блик или фактура. Сдаёшь пленку в проявку, ждешь. И вот, когда видишь, что получилась даже та самая маленькая деталь, - это, наверное, особое вдохновение. Иногда достаточно просто прогуляться по улице. Идешь вроде не по какому-то красивому месту, а сворачиваешь в переулок, и там фактурные, чуть облупившиеся, дома, которые дышат историей. Или граффити интересное. Вроде и не ждал ничего особенного, а находишь. Порой какие-то элементарные мелочи, детали дают вдохновение.


 - Можешь ли ты пробыть в каком-либо месте несколько часов, зная, что, возможно, у тебя будет шанс на один великолепный кадр? 


- Могу, у меня был такой опыт, когда я снимал этап кубка мира по Бигэйру на сноуборде. Это выполнение трюков на большом трамплине. Я приехал на съёмку заранее, пока райдеры еще только разминались. Выбрал наиболее выгодный ракурс и просмотрел всех спортсменов, выделив определенных фаворитов. Особенно мне понравился испанский райдер Карлос Гербер, еще на квалификации я понял, что он – огонь. Его трюки было снимать особенно интересно, так как я давно хотел снять нечто подобное. Он занял третье место, хотя по очкам шел на первое, упал и разбил нос на последнем заезде. Но я до сих пор подписан на его аккаунт в instagram, он крутой райдер, вот недавно в Японии катал. Я бы хотел побывать в Японии.


- Почему?


- В Японии меня больше всего привлекает Фудзияма и старинный уклад японцев. Мне она интересна с точки зрения человека, а не с точки зрения фотографа. Меня нравится отношение японцев к жизни и религии. Есть такая поговорка: «Каждый японец рождается синтоистом, а умирает буддистом». Меня в целом привлекает философия буддизма. 


- А чем Япония все-таки интересна с точки зрения фотографа?


- Фудзияма. Это вообще самая фотогеничная гора в мире. В России есть ее "филиал" - это Эльбрус. Его можно так же снимать. Хотя ты понимаешь, что это всего лишь нечто похожее, а не оригинал. Ещё сады камней, цветущая сакура, старинные храмы, старая архитектура. Пока я, честно говоря, не ставлю чётких планов относительно съёмки Японии. Многое ещё здесь есть что снимать (смеется).



 - Хочешь снять её, когда поймёшь, что сделал в фотографии все, что хотел? 


- Мне кажется, у меня никогда не будет такого, что я сделаю в фотографии все, что бы хотел. Всегда что-то происходит, а значит всегда есть что фотографировать. 


- Даже если мир исчезнет?


- Но после него же все равно что-то будет. И это можно будет фотографировать. 


- Как поймать самые вкусные моменты игры и что это за моменты?


- Очень тяжело сразу сказать, что это за моменты. По игре видно, где этот сочный момент будет. Иногда снимаешь игру, и ничего не происходит, а потом резко случается какой-нибудь гол через себя, например. Самые зрелищные моменты - это моменты столкновений, удары со сложных позиций. Это сложно описать сейчас. Открывай фотографии и смотри (смеётся). А поймать можно только, полностью включившись в игру, внимательно следя за ее ходом. 



 - Назови самых интересных фотографов, к мастерству которых ты стремишься, и чем именно они круты? 


 - Этот список периодически меняется и пополняется. Вот недавно узнал одного спортивного фотографа, который сочетает то, что мне нравится: плёночную фотографию и экстрим. Это француз Жером Танон. Он ловит очень эффектные моменты. Помимо того, что происходит у него на фотографии, то есть, самого спорта, в его снимках есть какая-то история, антураж, окружающая среда. Плюс он использует проявку, которая была ещё в начале 20-го века, и делает её сам, иногда добавляя тени или осветляя кадр. Его философия в том, чтобы добиться художественности спортивной фотографии, в век, когда все снимают на "цифру" и фотографии превратились в картинки, лишенные искусства. Этим он меня и привлекает.


Есть ещё фотограф, который снимал в основном репортажи военных действий, - Роберт Каппа. Он снимал высадку в Нормандии – самые знаменитые его кадры. Есть ещё наш отечественный фотограф - Даниил Колодин, он снимает для Red Bull. Кирилл Умрихин, который работает с QuickSilver. Джеффри Рашмор - американец, который снимает альпинистов. В Instagram подписан на одного фотографа из Калифорнии он снимает в скейтпарке в Лос-Анджелесе на берегу океана. Мечтаю там поработать. Просматриваю иногда аккаунты "Валенсии", Барселоны" и "Ювентуса" в том же Instagram. Там очень крутые фото футбольные. Отдельный источник вдохновения, в общем. 


 - На что ты готов пойти ради хорошего кадра? Стоит ли хорошая фотография жизни? К примеру, военные фотографы в любую секунду могли умереть, фотографируя военные действия. 


- Вопрос в том, что принесёт эта фотография в будущем, стоит ли рисковать. Понятно, ради чего рисковали военные фотографы, и это, я считаю, оправданно. То есть, те журналисты, которые снимали в горячих точках и снимают, они должны быть там. В любой горячей точке, чтобы освещать её. Рассказывать так, как все было на самом деле, а не так, как выгодно кому-то. Хотя бы пытаться это делать. 


- Самый большой риск, на который ты шёл ради фото?


- Не помню, чтобы я шёл на риск ради фото, в этом плане все довольно обыденно. То есть, возможно, я не замечаю, что иду на него (улыбается).


- А как же момент, когда тебе попали мячом по голове? (Разговор состоялся в день, когда Роману сильно попало мячом по голове во время одного из матчей, - прим. CityFootball). 


- Ну, это оправданный риск (смеётся). Я хочу сделать крутые кадры, и для этого мне надо находиться там, где мне могут попасть не только по голове, но и по спине, как было в одном из матчей. Мне с размаху попали по ней ногой. Я сидел между полями, мяч прокатывался мимо меня. Игрок хотел попасть по нему, но в итоге ударил по мне (смеётся). Спина потом неделю болела. Он, конечно, извинился, это было случайно. 


- В чем залог успешной фотографии?


- Это сочетание многих составляющих. И того, что происходит в кадре, и того, как построен кадр. Сложно сказать. Наверное, нет универсального, идеального, рецепта, в каждом случае все индивидуально. 



- Считаешь ли ты, что ты можешь никогда его не найти? 


- Такая вероятность существует. Но ты для этого и живёшь, чтобы искать то, что тебе нужно, и находить. Смысл в самом поиске. Возможно, идеала не существует, а возможно, его можно найти. Ради этого и живёшь. 


 - А вдруг те люди, которые находят идеал, никому об этом не рассказывают и поэтому все думают, что его не существует? 


- Если бы они рассказали, они лишили бы огромное количество людей того самого интересного пути. 


 - Самые интересные игроки/команды с точки зрения фотографии? 


- Сложно выделить одну команду или одного игрока. Снимая каждую команду, можно снять что-то интересное. Просто какие-то команды интересны больше, какие-то меньше. 


- За матчами каких команд тебе интереснее всего наблюдать? 


- Всегда интересно наблюдать за лидерами, но иногда бывает интересно и смотреть на матчи аутсайдеров. Тоже сложно выделить. Интересно наблюдать в принципе за футболом. То, что происходит на поле, захватывает. 


 - Мяч или фотоаппарат? 


- Я бы не променял фотоаппарат на мяч. 


  - А если это мяч, которым сборная России забьет победный гол на ЧМ-2018? 


- Тогда я возьму этот мяч, продам его и куплю фотоаппарат получше. Я как раз сейчас хочу сменить фотоаппарат на более новую модель.



- Ты регулярно посещаешь семинары по фото. Что самое интересное из того, что ты посетил?


- Недавно проходил семинар, который называется "Я больше не могу. Нелегкая работа фотографа и райдера" Даниила Колодина, о котором я уже говорил. Он рассказывал про организацию съемки своими силами за границей, про работу со спонсорами на примере, кажется, поездки в Амстердам. Там он проводил съёмку на натуре: заброшенных фабриках, заводах, заброшенной тюрьме с тремя райдерами: BMX-ером, скейтбордистом и паркурщиком. Интересно было послушать о внутренних деталях организации съёмки, общей философии. Наверное, за последнее время этот семинар впечатлил меня больше всего. Из более старых запомнился семинар Кирилла Умрихина.


- Какую технику съёмки ты используешь?


- Я не использую какую-то особую технику. Просто есть определенные правила композиции и работы со светом. Поначалу, когда ты учишься, ты следуешь им и замечаешь их. А потом, с опытом, просто даже не осознаешь, все уже где-то на подкорке. Знаешь, когда отступление от правил и стандартов может дать интересный эффект, а когда лучше придерживаться классики вроде правила третей. Это как кататься на велосипеде -однажды научившись, уже не забудешь. Можно сказать, что я работаю "на классе". (смеется).








"Сейчас все уже привыкли, а в первые сезоны я каждый раз всей семье отчитывался о том, как сыграли" - интервью с капитаном одной из самых опытных команд Лиги


"Моя цель - стать арбитром FIFA" - интервью с главным арбитром Лиги


4 основных рекомендации, которые помогут чувствовать себя лучше после очередной нагрузки



Беседовал Денис Беневольский

Тэги:
Черкизово
Троллейбус
Зима 2018
Лига Чемпионов
Лето 2018
Осень 2018